Конспекты

Занятие «Весна идёт» (старшая группа)
Цель: Совершенствовать представления детей о возможностях изображения весны в различных видах искусств.
Задачи:
1. Вызвать интерес к образу весны.
2. Выявить особенности языка в различных видах искусств.
3. Формировать умение сравнивать разнохарактерные    произведения в музыке  
4.Обогащать детей музыкальными и литературными и художественными впечатлениями.
Ход занятия.
Звучит муз П.И. Чайковского Подснежник   дети спокойно заходят в зал.
Муз рук:
Ребята отгадайте загадку: Ожила вокруг природа,
  Пробудилась ото сна.
К нам спустилась с небосвода
Вместе с солнышком  …
Дети: Весна!
Муз. рук:
вся природа пробуждается, день становиться длиннее, ночь короче, снег тает, бегут ручьи, становится теплее, звери просыпаются от зимней спячки, появляются первые цветы, прилетают перелетные птицы и начинают вить гнезда.
Многие  поэты, композиторы и художники писали произведения о весне, в которых   языком музыки, картин и стихов рассказывали, как пробуждается природа. Сейчас  прослушаем фрагмент   П.И. Чайковского, а вы закроете глазки и представите себе весенний лес, а вы в нем гуляете. А потом вы мне расскажете, кого вы там встретили, что вы увидели?
Звучит фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского
Муз.рук. Маша, расскажи, что ты себе представила? (несколько детей по очереди рассказывают, что они представили)  Молодцы! Какие интересные у вас представления и высказывания. А я, слушая это произведение, представила себе первый весенний цветок – подснежник.  А вы знаете, ребята, что весну можно изобразить не только в музыке, но и в стихах. Послушайте стихотворение З. Александрова «Подснежник».
         В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
                   Подснежника глянул глазок голубой.
                   Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
                   Потом потянулся из всех своих маленьких сил
                   И тихо спросил:
                   Я вижу погода тепла и ясна!
                   Скажите, ведь правда, что это весна?
                   Но кругом всё тихо, соседей нет – он первый здесь.
                   Его увидела зайчиха, понюхала, хотела съесть.
                   Потом, наверно, пожалела.
                   Уж больно тонок ты, дружок!
                   И вдруг пошёл пушистый, белый,
                   Холодный мартовский снежок.
                   Он падал, заносил дорожки.
                   Опять зима, а не весна.
                   И от цветка на длинной ножке
                   Лишь только шапочка видна.
                   И он, от холода синея,
                   Головку слабую склоняя,
                   Сказал…
                   Ну что ж, я не жалею,
                   Ведь началась весна с меня.
Муз. Рук:
Какое это стихотворение? О чем оно? Правильно оно очень трогательное. Подснежник погибает, но не жалеет об этом, т.к. он оказался первым цветком весны.
Каждый композитор изображает один и тот же образ по-разному. Послушайте, как композитор Вивальди изобразил картину весны.
Звучит «Весна» Вивальди (фрагмент)
Муз. Рук:
Что вы представили сейчас? Какое настроение у этого произведения? Похожа ли эта «Весна» Вивальди на «Весну» Чайковского? Чем? А какие отличия вы услышали?
(Ответы детей)
Муз. рук:
Так же весну можно изобразить в картинах. У меня выставлены четыре картины (из них только одна – картина весны) Какая из них подходит к нашей теме? А почему, ты выбрал эту картину?
(ответы детей)
Муз. рук:
Какими красками художник изобразил картину весны? Почему? Правильно, краски   неяркие, в серо-голубых тонах. А если бы вы были художниками, какими бы красками вы изобразили картину весны? Почему? Молодцы, природа только пробуждается, еще ничего не цветет, поэтому краски не должны быть яркими.
Я приготовила для вас листочки и краски. Представьте, что вы художники и нарисуйте картину весны. Мне кажется они у вас получатся все разные: кто-то нарисует подснежник, кто-то – лес, но я буду рада, если вы придумаете что-то свое.
Под музыку Чайковского и Вивальди дети выполняют свои работы.
(Муз. Руководитель предлагает детям оценить свои работы и работы других детей. Каждая работа ребенка не остается без внимания)
Итог:
Муз. рук:
Наше занятие подошло к концу.  Что нового вы сегодня узнали?  Что вам запомнилось? С помощью чего, каких видов искусств можно изобразить весну? Ребята, но с помощью разных видов искусств можно изобразить не только весну, но и зиму, и лето, и много других образов, но об этом я расскажу вам на следующем занятии. До свидания!


Конспект музыкального занятия "Музыкальные инструменты русского народного оркестра" (подготовительная группа)
Цель занятия: закрепить и пополнить знания детей о русских народных музыкальных инструментах.
Задачи.
1. Продолжать знакомить детей с русскими народными инструментами.
2. Уточнить представления детей об оркестре.
3. Сформировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.
Ход занятия
(Дети входят в зал парами, звучит русская народная песня “Сударушка”, садятся на стулья)
Музыкальный руководитель: (поёт)
Здравствуйте ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки.
Здравствуйте!
Дети: (поют) Здравствуйте!
Музыкальный руководитель:
Ребята сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русским народным оркестром и его инструментами. Давайте вспомним, что мы знаем. Отгадаем кроссворд. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по горизонтали слово “народный”.
Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки! Подсказки представлены у меня на столе.
(На столе разложены музыкальные инструменты)
1.     У него рубашка в складку любит он плясать в присядку.
Он и пляшет и поёт – если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак и буян голосистый мой… (Баян)
2.     С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье! (Трещотка)
3.     Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. (Дудка)
4.     В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная, русская, двухрядная. Заиграет, только тронь.
Как зовут её? (Гармонь)
5.     На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички,
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты)
6.     Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!
А всего – то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая, отгадай-ка, это наша… (Балалайка)


(Музыкальный руководитель выкладывает на мольберте отгаданные слова)
Музыкальный руководитель:
А сейчас мы послушаем, как же они звучат. И определим, какой характер у музыкального произведения?
Звучит русский народный оркестр им. Андреева. Русская народная песня “ Светит месяц”
Музыкальный руководитель:
Давайте поговорим, какого настроения, и какого характера это музыкальное произведение? Поможет нам красивый цветочек, к кому он попадёт тот и настроение музыки назовёт.
(Музыкальный руководитель передаёт цветочек детям, дети отвечают)
Музыкальный руководитель: Какие инструменты составляют русский народный оркестр? Я хочу вам рассказать, что оркестр делится на группы: струнные, духовые и ударные.
Группа струнных (Балалайка, домра, гусли)
Духовые инструменты (Дудочка, свистулька, жалейка)
Ударные (Ложки, трещотки, бубен)
(На мольберте представлены фотографии музыкальных инструментов)
Музыкальный руководитель:
А вы хотите послушать, как звучит русский народный инструмент балалайка?
Музыкальный руководитель исполняет на балалайке
русскую народную песню “Валенки”
Сколько струн на балалайке? А почему её назвали балалайкой?
Музыкальный руководитель: Слово балалайка произошло от слова балагурить, баловаться. Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Балалаечником.
Музыкальный руководитель:
Перед тем как сыграть на балалайке музыкант настраивает струны, ну и нам тоже нужно настроиться и подготовить наши горлышки к исполнению песен. Поможет нам ударный музыкальный инструмент трещотка. Этот инструмент раньше в старину называли трескотухой от слова треск.
Музыкальный руководитель играет на трещотке и поёт вместе с детьми:
“Треско-треско-трескотуха, протрещала прямо в ухо:
Раз-два, раз-два-три, мне дружочек помоги”
Музыкальный руководитель: Горлышки готовы к исполнению русской народной песни “Что комарики?”.
Русская народная песня “Что комарики?”
Музыкальный руководитель: (поёт и подыгрывает на ложках)
“Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем в ложки”.
Давайте возьмём ложки.
Музыкальный руководитель:
 Ребята, чтобы ложки звучали красиво, их необходимо держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок. Возьмём ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Показать)
Слушайте и будьте внимательны.
Музыкальный руководитель простукивает ритмический рисунок, дети повторяют.
Итог:
Музыкальный руководитель:
Наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали о русском народном оркестре? (ответы детей) Вам было интересно? Как все-таки здорово, когда звучит знакомая музыка в исполнении русского народного оркестра.
Вам спасибо всем за уменье, знания.

Вы сегодня заслужили похвалу признание!
(Поёт)
До свиданья, ребятки, розовые пятки,
Звонкие соловушки, умные головушки! До свидания!
Дети (поют) До свидания!
(Дети парами уходят под любую русскую народную музыку)




Доминантное занятие в младшей группе.

Тема: «Путешествие в зимний лес»
Цель: Развивать творческие способности детей в процессе обучения пению.
Задачи:
- формировать у детей умение прислушиваться к изменениям в звучании музыкального произведения;
- развивать звуковысотный слух;
- продолжать развивать навыки точного интонирования несложных мелодий;
- учить начинать пение вместе со взрослым без музыкального сопровождения;
- продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения;
- побуждать детей к самостоятельному варьированию несложных мелодий.
                            Ход занятия
1.    Организационный момент.
Дети заходят в зал и встают врассыпную. Проводится ритмическая игра с пением «Здравствуйте», муз. С. Коротаевой.
2.    Основная часть.
Музыкальный руководитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие. Становитесь за мной, я буду паровозом, а вы – вагончиками.
 Топотушками пойдём,
За вагончиком вагон! (Дети идут друг за другом топающим шагом и исполняют вместе с педагогом песню «Паровоз»)
Мы с вами приехали в зимний лес!
Холод, холод, стужа, стужа,
Снег пушистый кружит, кружит. (Дети кружатся, как снежинки)
Посчитаем снежинки: а-а-а-а (дети произносят звук протяжно вместе с педагогом)
Посмотрите, птички прилетели,
Сели на ветку, песенку запели:
Чик-чирик, чик-чирик!
Проводится дидактическая игра «Птички и птенчики». Педагог играет на металлофоне, дети угадывают, какая птичка пела, и подражают птичке высоким или низким голосом.
Музыкальный руководитель (берёт Зайца-игрушку):
 На заснеженной лужайке
Скачет быстроногий зайка.
(Дети исполняют «Польку зайчиков» Е. Макшанцевой, сопровождая пение движением)
Убежал зайчишка-трусишка. Как же нам быть? Очень хочется с зайчиком поиграть. Что делать? Как мы его позовём? Ну что ж, давайте зайчика позовём песенкой. Как будем петь?
Правильно, будем петь звонко, чтобы зайчик услышал нас, и ласково, чтобы не испугался.
(Дети исполняют песню «Зайка».)
Не бойся, зайка, мы тебя обижать не будем! Мы тебе песенку споём весёлую, задорную. (Исполняет инструментальное вступление к песне «Зима» В.Карасёвой). Узнали песенку? Споём её звонко, радостно.
Зайка: Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы спели песенку: звонко, радостно, ласково!
Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, Зайка, за похвалу.
А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадку:
Зимний лес кругом стоит,
А в берлоге кто-то спит,
Может громко он реветь,
А зовут его…(медведь)
Медведи зимой спят и очень не любят, когда их будят. Какую же песенку мы будем мишке петь? Как нужно петь колыбельную: громко или тихо? Весело или спокойно, ласково? Какие слова в колыбельной? Спойте колыбельную для мишки: а-а-а-а; бай, бай. бай. бай; баю, баюшки-баю. (Просит нескольких детей по очереди спеть колыбельную). От ваших ласковых песен Мишка ещё крепче уснул, пусть спит до весны. А я вам сейчас спою весёлую песенку «Пирожки».
В исполнение педагога звучит песня «Пирожки» А. Филипенко.
Музыкальный руководитель (детям): О чём эта песенка?
Кто пёк пирожки? Для кого ребята пекли пирожки? А для кого пряничек? Послушайте песенку ещё раз! (Дети слушают).
 А как лепят пирожки? Вот так, полепим пирожки:
 «Ля-ля-ля…» (дети вместе педагогом повторяют мелодию песни). А как на дудочках играют? «Ду-ду-ду…»
 (Продолжается разучивание мелодии) Очень хорошие пирожки получились. Вот тебе, Зайка, пирожок! Ну а нам, детвора, поплясать пора.
Дети исполняют «Зимнюю пляску».
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие.
Где же мы с вами были? А кого встретили в лесу?
(Играет на металлофоне мелодию, дети узнают русскую народную песню «Зайка») Конечно же, это был Зайчик. Чем мы его угостили? Будем ещё путешествовать?
Педагог прощается с детьми, они покидают зал.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий