Командная работа "СВОИ"


  При выполнении коллективной работы мы сделали вывод, что мы являемся уникальной педагогической командой.  




Характеристика командного способа работы "СВОИ"



Позитивность
Разумность, работоспособность
Оптимистичность
Доброжелательность
Уникальность
Коммуникабельность, креативность
Толерантность



 Примерное календарно-тематическое планирование

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движений). Овладение способами взаимодействия с окружающими людьми и детьми посредством восприятия музыки.
Группа: подготовительная
Тип занятия: традиционное






Рабочая программа

I.                  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
        Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образование под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «От рождения до школы». Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.).
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организаций и содержанию различных видов музыкальной деятельности.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе— развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Программа строится на принципе культуросообразности. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
           Цель: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
         Задачи:
  - формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
  - формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
 - обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
                       
Планируемые результаты
1) У ребенка сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку;
2) Ребенок умеет передавать выразительные музыкальные образы;
3) Воспринимает и передает в пении, движении основные средства выразительности в музыкальных произведений;
4) У ребенка сформированы двигательные навыки и качества (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
5) Ребенок умеет передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
6) Проявляет активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной деятельности.

  Проектирование музыкально-развивающей среды

Зал для музыкальных занятий требует особого внимания. Ведь в нем, кроме музыкальных занятий, проходят концерты, вечера досуга, происходят праздничные события, «встречи со сказкой» и многие другие интересные представления, в которых активное участие принимают сами воспитанники. Убранство зала, органически связанное с содержанием события, вызывает у детей эстетические переживания, создает радостное праздничное настроение, вдохновляет их на творчество.
Оформление зала должно быть эстетичным, стильным, практичным, нетрудоемким в изготовлении, экономичным по денежным затратам, многофункциональным.
Основная цветовая гамма зала выдержана в светлых радостных тонах. Одна из главных стел зала – (центральная)- задрапирована тканью, что очень удобно для оформления и придают сценический, театральный вид. Белоснежные капроновые занавески на окнах привносят в интерьер зала свою нотку изысканности и торжественность.
 К каждому празднику зал преображается, изменяется и это влияет на психоэмоциональный комфорт ребенка.
В нашем зале имеется стена-ширма, она не переносная, хорошо укрепленная, многофункциональная. Все двери и окна в ней открываются, что дает возможность использовать ее и как ширму для кукольного театра, так и для театральной деятельности.
При слушании музыки можно обращать внимание детей на рисунки и искать среди них похожий по настроению, характеру, можно дать детям задание найти тот цвет, который соответствует звучащей музыке.
 В зале один, два раза в год оформляется выставка детских работ. В проекте – создать зону, пространство, где дети сами смогут проявлять свое художественное творчество: красками изображать настроение, характер, свое отношение к музыке, в картинах, созданных на зеркалах, испытывать эстетическое наслаждение, эмоциональный комфорт. Это способствует формированию гармонично развивающейся личности ребенка, познание им мира и себя в этом мире.
Предметно-развивающая среда во многом определяет успешность развития личности ребенка. В наличии имеются пособия по музыкально-дидактическим играм в соответствии с возрастом детей по различным видам музыкальной деятельности: «Музыкальная лесенка», «Веселый паровозик», «Кто в домике живет» и т.п. Атрибуты (всевозможные ленты, платочки, обручи, цветы, кубики, флажки и т.д.) и музыкальные инструменты (металлофоны, бубны, колокольчики, погремушки и т.д.) находятся в доступном для детей месте Ребенок самостоятельно выбирает то, что ему нравится, может экспериментировать со звуком и закреплять знакомые движения и музыкальные попевки. Все пособия эстетически оформлены, яркие, вызывают у детей радость, положительные эмоции. Среди этих пособий есть и такие, которые выполнены руками родителей.  Благодаря сотрудничеству с родителями постоянно обновляется костюмерная (кокошники, сарафаны, маски и т.д.)
Все то, что окружает наших детей, вызывает чувство радости, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, способствует интеллектуальному и творческому развитию детей.







Диагностика основ музыкальной культуры детей.

Компоненты
                          Уровень сформированности основ музыкальной культуры (Дети 5-6 лет)
Высокий
Средний
Низкий
Творческое мышление, воображение в восприятии, исполнительской и творческой деятельности.
Желание высказаться, выразить свои впечатления от музыки.
В процессе восприятия:
- различает настроение, их смену в разделах формы. Умеет высказывать свои впечатления, демонстрируя выразительную, образную речь;
- различает изобразительные моменты;
- определяет жанр (песня, танец, марш, признаки одновременно двух жанров – песня-марш, песня-танец);
- различает средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм);
- различает тембры некоторых инструментов симфонического оркестра (духовые, ударные, струнные).
Восприятие разных видов искусств:
- может сравнить музыкальное произведение с картиной (стихотворением) по настроению.
Исполнительство:
- выразительно поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах,  владеет элементарными навыками деятельностями (исполнительская культура).
Творчество:
- поёт сочинённые мелодии в определённом жанре (полька, вальс), в определённом настроении, передаёт образы животных, птиц, природы;
- двигается красиво (пластика рук, движения с предметами), свободно импровизируя, в соответствии с музыкальным образом, владеет танцевальными и образными движениями соответственно возрасту;
- самостоятельно выбирает инструменты для оркестровки, ритмично и выразительно играет;
- передаёт образы сказочных персонажей в музыкально-ритмических  движениях (находит движения, жесты).
Восприятие музыки носит творческий характер.
В процессе восприятия:
- различает настроение. Умеет высказывать свои впечатления, но речь невыразительная (словарный запас недостаточный)
- различает изобразительные моменты;
- определяет жанр (песня, танец, марш);
- затрудняется различать средства музыкальной выразительности;
- различает тембры некоторых инструментов симфонического оркестра;
- Восприятие разных видов искусств:
- затрудняется сравнить музыкальное произведение с картиной по настроению.
Исполнительство:
- поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах, достаточно владеет элементарными навыками деятельности.
Творчество:
- поёт мелодии сочинённые с незначительной помощью педагога  в определённом жанре, передаёт образы животных, птиц, природы;
- двигается, импровизируя, в соответствии с музыкальным образом, владеет танцевальными и образными движениями достаточно;
- выбирает инструменты для игры с незначительной помощью педагога;
- передаёт образы сказочных персонажей в музыкально-ритмических движениях.
Восприятие:
- слушает музыку, не проявляя увлечённости;
- затрудняется в определении смены настроений в трёхчастной форме;
- различает изобразительные моменты недостаточно;
- определяет жанр (песня, танец, марш) с помощью педагога;
- не различает средства музыкальной выразительности;
- недостаточно различает тембры некоторых инструментов симфонического оркестра;
Восприятие разных видов искусств:
- сравнивает музыкальное произведение с картиной только с помощью педагога.
Исполнительство:
- поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах не выразительно, слабо владеет элементарными навыками и умениями.
Творчество:
- не умеет самостоятельно сочинять собственную мелодию, не выразительно передаёт образы животных, птиц, природы;
- затрудняется импровизировать, передать музыкальный образ движениями;
- выбирает инструмент для игры с помощью педагога;
- подражает другим в передаче образов сказочных персонажей.

 Методы используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.

На наш взгляд, наиболее эффективными методами развития

 воображения являются:

проблемно-поисковый (побуждает к творческим и практическим действиям); мы пользуемся  методом проблемного-поискового воспитания и обучения потому что в  творческой поисковой деятельности у ребенка развиваются познавательные способности, проявляется интерес к выполняемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стремление к правдивому воспроизведению его в движении. Он дает возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, что и прописано в ФГОС. 
   Например: Слушаем музыку Сен-санса "Аквариум". Не            называя названия произведения, предлагаем детям двигаться в соответствии с характером музыки. Дети сами должны найти свой образ и сказать нам кого или что они изображают. Затем мы называем  произведения и предлагаем им сравнить свой образ с образом, который предлагает композитор.

словесный метод; мы используем этот метод потому, что он обращен к сознанию ребенка, углубляет его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.
Например:  
  При слушании  произведения 

"Зимние грезы" Чайковского поясняем слушание рассказом, 

который помогает детям углублять представление о 


музыкальном образе. 

наглядный метод (вариативность); мы используем данный метод т.к. он  позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Например: при разучивании танца показать детям видео, как танцуют другие дети.



метод создания композиций


Мы применяем данный метод, 

 потому что он позволяет внести игровой элемент в процесс
освоения музыкального произведения, значительно 

обогащает музыкально-исполнительский опыт 

детей. Этот метод предусматривает объединение разных

 форм общения ребёнка с музыкой при исполнении 

одного произведения, что и указано в федеральном

 стандарте: деятельностный подход и включение ребёнка

 в деятельность. 

        В качестве форм общения ребёнка с музыкой могут 

выступать: 
 - слушание музыки;

– отражение её в рисунке;

– воплощение музыки в пластике движений и т. д.

Например: Прослушав произведение "Баба Яга" 

Чайковского, предлагаем детям отобразить этот образ в

 рисунке. Затем полученный результат закрепляем в 

движениях.

 художественно-практический метод (связан с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой) мы используем этот метод, т.к. он   дает   ребенку   возможность   действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в  активной,   разносторонней   и   самостоятельной   деятельности. Благодаря этому ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной  деятельности  – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах.




Задания на развитие музыкального слуха.


1. "Веселые палочки" Развитие чувства ритма (средняя группа)

     - Ребята, сейчас прозвучит уже знакомая для вас музыка из двух частей. У Сережи в руках палочки. На первую часть вы будете передавать палочки по кругу, а на вторую часть музыки тот, у кого окажутся в руках палочки, отстукивает ритмический рисунок.

2. "Угадай на чем играю" Развитие тембрового слуха (средняя групп)

  - Ребята, за ширмой, по очереди я буду играть на разных инструментах (например:бубен, барабан, треугольник).  Вы должны услышать и назвать на каком инструменте я играю.

3. "Тихо-громко" Развитие динамического слуха. (младшая группа)

    - Ребята, поиграем с ладошками? Если музыка звучит громко, то будем хлопать в ладоши, а если тихо - ладошки "отдыхают" на коленях.




4. "Весело и грустно"
Развитие ладового чувства. (младшая группа)

     - Ребята, у меня 2 картинки (солнышко и дождик). Послушайте музыку и  назовите, какая из картинок подойдет к этой музыке. 






  Использование видов интеллекта по 

Говарду Гарднеру. 

Мы выбрали два вида интеллекта - моторно-двигательный интеллект и музыкально- ритмический интеллект.

Моторно-двигательный интеллект:
(удачно копирует жесты, мимику, манеры других; любит разбирать и вновь собирать предметы; трогает руками все, что видит; любит бегать, прыгать, бросаться; демонстрирует способность к ремеслу). Этот тип интеллекта имеет отношение к физическим движениям и к знаниям мудрости организма, включая кору головного мозга, отвечающую на мышечные движения тела. Приобретается с опытом и наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и спортсменов.
В нашей работе такой вид интеллекта нужен для того чтобы ребенок, копируя жесты, мимику и манеры других, проявлял свои творческие задатки. Двигательная активность у дошкольников очень высока, поэтому мы считаем, что в работе нужно опираться на этот вид интеллекта.
Пример:
 - Ребята, сейчас прозвучит знакомая вам музыка (Майкопар "Мотылек"). Узнали?  Верно. Я сейчас буду волшебницей. С помощью волшебной палочки я превращу вас в бабочек и в мотыльков. Полетели! 

Музыкально-ритмический интеллект 
(запоминает мелодии песен; имеет хороший голос; играет на музыкальном инструменте, поет в хоре; двигается и говорит в ритмичной манере; бессознательно напевает про себя; ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.) Этот тип интеллекта основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.
 Дети с таким интеллектом - ЛИДЕРЫ на музыкальных занятиях, они очень быстро все усваивают и поэтому нам легко с ними работать. В перспективе с ними можно заниматься, как с талантливыми детьми. 


2 комментария:

  1. И все-таки, какие мы МОЛОДЦЫ! Одна голова- хорошо, а четыре ЛУЧШЕ!!!:)

    ОтветитьУдалить
  2. А наши головы срубили? Мы бы написали "презЕнтация" :))

    ОтветитьУдалить