При выполнении коллективной работы мы сделали вывод, что мы являемся уникальной педагогической командой.
Характеристика командного способа работы "СВОИ"
Позитивность
Разумность, работоспособность
Оптимистичность
Доброжелательность
Уникальность
Коммуникабельность, креативность
Толерантность
Примерное календарно-тематическое планирование
Цель: Формирование музыкальных и
творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности
(восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движений). Овладение
способами взаимодействия с окружающими людьми и детьми посредством восприятия
музыки.
Группа: подготовительная
Тип занятия: традиционное
Рабочая программа
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана
на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образование под
редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «От рождения до школы». Программа
разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ,
Приказ № 655 от 23 ноября 2009
г .).
Рабочая программа разработана с учетом основных
принципов, требований к организаций и содержанию различных видов музыкальной
деятельности.
В Программе на первый план выдвигается развивающая
функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности
дошкольного периода детства.
Авторы Программы основывались на важнейшем
дидактическом принципе— развивающем обучении и научном положении Л. С.
Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой
развитие.
Программа строится на принципе культуросообразности.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным
компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Цель:
создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной
деятельности.
Задачи:
- формирование основ музыкальной
культуры дошкольников;
- формирование ценностных ориентаций
средствами музыкального искусства;
- обеспечение
эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
Планируемые
результаты
1)
У ребенка сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку;
2)
Ребенок умеет передавать выразительные музыкальные образы;
3)
Воспринимает и передает в пении, движении основные средства выразительности в
музыкальных произведений;
4)
У ребенка сформированы двигательные навыки и качества (координация, ловкость и
точность движений, пластичность);
5)
Ребенок умеет передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные
импровизации;
6)
Проявляет активность, самостоятельность и творчество в разных видах музыкальной
деятельности.
Проектирование музыкально-развивающей среды
Зал для музыкальных
занятий требует особого внимания. Ведь в нем, кроме музыкальных занятий,
проходят концерты, вечера досуга, происходят праздничные события, «встречи со
сказкой» и многие другие интересные представления, в которых активное участие
принимают сами воспитанники. Убранство зала, органически связанное с содержанием
события, вызывает у детей эстетические переживания, создает радостное праздничное
настроение, вдохновляет их на творчество.
Оформление зала должно
быть эстетичным, стильным, практичным, нетрудоемким в изготовлении, экономичным
по денежным затратам, многофункциональным.
Основная цветовая гамма
зала выдержана в светлых радостных тонах. Одна из главных стел зала –
(центральная)- задрапирована тканью, что очень удобно для оформления и придают
сценический, театральный вид. Белоснежные капроновые занавески на окнах
привносят в интерьер зала свою нотку изысканности и торжественность.
К каждому празднику зал преображается,
изменяется и это влияет на психоэмоциональный комфорт ребенка.
В нашем зале имеется
стена-ширма, она не переносная, хорошо укрепленная, многофункциональная. Все
двери и окна в ней открываются, что дает возможность использовать ее и как
ширму для кукольного театра, так и для театральной деятельности.
При слушании музыки
можно обращать внимание детей на рисунки и искать среди них похожий по
настроению, характеру, можно дать детям задание найти тот цвет, который
соответствует звучащей музыке.
В зале один, два раза в год оформляется
выставка детских работ. В проекте – создать зону, пространство, где дети сами
смогут проявлять свое художественное творчество: красками изображать настроение,
характер, свое отношение к музыке, в картинах, созданных на зеркалах, испытывать
эстетическое наслаждение, эмоциональный комфорт. Это способствует формированию
гармонично развивающейся личности ребенка, познание им мира и себя в этом мире.
Предметно-развивающая
среда во многом определяет успешность развития личности ребенка. В наличии
имеются пособия по музыкально-дидактическим играм в соответствии с возрастом
детей по различным видам музыкальной деятельности: «Музыкальная лесенка», «Веселый
паровозик», «Кто в домике живет» и т.п. Атрибуты (всевозможные ленты, платочки,
обручи, цветы, кубики, флажки и т.д.) и музыкальные инструменты (металлофоны,
бубны, колокольчики, погремушки и т.д.) находятся в доступном для детей месте Ребенок
самостоятельно выбирает то, что ему нравится, может экспериментировать со
звуком и закреплять знакомые движения и музыкальные попевки. Все пособия
эстетически оформлены, яркие, вызывают у детей радость, положительные эмоции.
Среди этих пособий есть и такие, которые выполнены руками родителей. Благодаря сотрудничеству с родителями
постоянно обновляется костюмерная (кокошники, сарафаны, маски и т.д.)
Все то, что окружает
наших детей, вызывает чувство радости, обогащает новыми знаниями и
впечатлениями, способствует интеллектуальному и творческому развитию детей.
Диагностика основ музыкальной культуры детей.
Компоненты
|
Уровень
сформированности основ музыкальной культуры (Дети 5-6 лет)
|
||
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
|
Творческое мышление, воображение в восприятии,
исполнительской и творческой деятельности.
|
Желание высказаться, выразить свои впечатления от
музыки.
В процессе восприятия:
- различает настроение, их
смену в разделах формы. Умеет высказывать свои впечатления, демонстрируя
выразительную, образную речь;
- различает изобразительные
моменты;
- определяет жанр (песня,
танец, марш, признаки одновременно двух жанров – песня-марш, песня-танец);
- различает средства
музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм);
- различает тембры
некоторых инструментов симфонического оркестра (духовые, ударные, струнные).
Восприятие разных видов искусств:
- может сравнить
музыкальное произведение с картиной (стихотворением) по настроению.
Исполнительство:
- выразительно поёт,
танцует, играет на музыкальных инструментах,
владеет элементарными навыками деятельностями (исполнительская
культура).
Творчество:
- поёт сочинённые мелодии в
определённом жанре (полька, вальс), в определённом настроении, передаёт
образы животных, птиц, природы;
- двигается красиво
(пластика рук, движения с предметами), свободно импровизируя, в соответствии
с музыкальным образом, владеет танцевальными и образными движениями
соответственно возрасту;
- самостоятельно выбирает
инструменты для оркестровки, ритмично и выразительно играет;
- передаёт образы сказочных
персонажей в музыкально-ритмических
движениях (находит движения, жесты).
|
Восприятие музыки носит
творческий характер.
В процессе восприятия:
- различает настроение.
Умеет высказывать свои впечатления, но речь невыразительная (словарный запас
недостаточный)
- различает изобразительные
моменты;
- определяет жанр (песня,
танец, марш);
- затрудняется различать
средства музыкальной выразительности;
- различает тембры
некоторых инструментов симфонического оркестра;
- Восприятие разных видов искусств:
- затрудняется сравнить
музыкальное произведение с картиной по настроению.
Исполнительство:
- поёт, танцует, играет на
музыкальных инструментах, достаточно владеет элементарными навыками
деятельности.
Творчество:
- поёт мелодии сочинённые с
незначительной помощью педагога в определённом жанре, передаёт образы
животных, птиц, природы;
- двигается, импровизируя,
в соответствии с музыкальным образом, владеет танцевальными и образными
движениями достаточно;
- выбирает инструменты для
игры с незначительной помощью педагога;
- передаёт образы сказочных
персонажей в музыкально-ритмических движениях.
|
Восприятие:
- слушает музыку, не
проявляя увлечённости;
- затрудняется в
определении смены настроений в трёхчастной форме;
- различает изобразительные
моменты недостаточно;
- определяет жанр (песня,
танец, марш) с помощью педагога;
- не различает средства
музыкальной выразительности;
- недостаточно различает
тембры некоторых инструментов симфонического оркестра;
Восприятие разных видов искусств:
- сравнивает музыкальное
произведение с картиной только с помощью педагога.
Исполнительство:
- поёт, танцует, играет на
музыкальных инструментах не выразительно, слабо владеет элементарными
навыками и умениями.
Творчество:
- не умеет самостоятельно
сочинять собственную мелодию, не выразительно передаёт образы животных, птиц,
природы;
- затрудняется
импровизировать, передать музыкальный образ движениями;
- выбирает инструмент для
игры с помощью педагога;
- подражает другим в
передаче образов сказочных персонажей.
|
Методы используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.
На наш взгляд, наиболее эффективными методами развития
воображения являются:
проблемно-поисковый (побуждает к творческим и практическим действиям); мы пользуемся методом проблемного-поискового воспитания и обучения потому что в творческой поисковой деятельности у ребенка развиваются познавательные способности, проявляется интерес к выполняемой им игровой роли, к характеристике данного образа, стремление к правдивому воспроизведению его в движении. Он дает возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, что и прописано в ФГОС. воображения являются:
Например: Слушаем музыку Сен-санса "Аквариум". Не называя названия произведения, предлагаем детям двигаться в соответствии с характером музыки. Дети сами должны найти свой образ и сказать нам кого или что они изображают. Затем мы называем произведения и предлагаем им сравнить свой образ с образом, который предлагает композитор.
словесный метод; мы используем этот метод потому, что он обращен к сознанию ребенка, углубляет его сопереживание художественного музыкального образа, придающий ему осмысленность, убеждающий в его правдивости. Для словесного метода характерны следующие приемы: объяснение, пояснения, указания, поэтическое слово, беседа.
Например:
наглядный метод (вариативность); мы используем данный метод т.к. он позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
При слушании произведения
"Зимние грезы" Чайковского поясняем слушание рассказом,
который помогает детям углублять представление о
музыкальном образе.
Например: при разучивании танца показать детям видео, как танцуют другие дети.
метод создания композиций
Мы применяем данный метод,
потому что он позволяет внести игровой элемент в процесс
потому что он позволяет внести игровой элемент в процесс
освоения музыкального произведения,
значительно
обогащает музыкально-исполнительский опыт
детей. Этот метод предусматривает объединение разных
форм общения ребёнка с музыкой при исполнении
одного произведения, что и указано в федеральном
стандарте: деятельностный подход и включение ребёнка
в деятельность.
выступать:
- слушание музыки;
– отражение её в рисунке;
– воплощение музыки в пластике движений и т. д.;
Например: Прослушав произведение "Баба Яга"
Чайковского, предлагаем детям отобразить этот образ в
рисунке. Затем полученный результат закрепляем в
движениях.
– отражение её в рисунке;
– воплощение музыки в пластике движений и т. д.;
Например: Прослушав произведение "Баба Яга"
Чайковского, предлагаем детям отобразить этот образ в
рисунке. Затем полученный результат закрепляем в
движениях.
художественно-практический метод (связан с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой) мы используем этот метод, т.к. он дает ребенку возможность действенной проверки правильности музыкального восприятия и художественной мысли в активной, разносторонней и самостоятельной деятельности. Благодаря этому ребенок подходит к отражению сопереживаемых художественных образов в доступной ему исполнительной деятельности – в пении, музыкальной игре, танце, игре на детских музыкальных инструментах.
Задания на развитие музыкального слуха.
1. "Веселые палочки" Развитие чувства ритма (средняя группа)
- Ребята, сейчас прозвучит уже знакомая для вас музыка из двух частей. У Сережи в руках палочки. На первую часть вы будете передавать палочки по кругу, а на вторую часть музыки тот, у кого окажутся в руках палочки, отстукивает ритмический рисунок.2. "Угадай на чем играю" Развитие тембрового слуха (средняя групп)
- Ребята, за ширмой, по очереди я буду играть на разных инструментах (например:бубен, барабан, треугольник). Вы должны услышать и назвать на каком инструменте я играю.
3. "Тихо-громко" Развитие динамического слуха. (младшая группа)
- Ребята, поиграем с ладошками? Если музыка звучит громко, то будем хлопать в ладоши, а если тихо - ладошки "отдыхают" на коленях.
4. "Весело и грустно"
Развитие ладового чувства. (младшая группа)
- Ребята, у меня 2 картинки (солнышко и дождик). Послушайте музыку и назовите, какая из картинок подойдет к этой музыке.
Использование видов интеллекта по
Говарду Гарднеру.
Мы выбрали два вида интеллекта - моторно-двигательный интеллект и музыкально- ритмический интеллект.
Моторно-двигательный интеллект:
(удачно копирует жесты, мимику, манеры других; любит разбирать и вновь собирать предметы; трогает руками все, что видит; любит бегать, прыгать, бросаться; демонстрирует способность к ремеслу). Этот тип интеллекта имеет отношение к физическим движениям и к знаниям мудрости организма, включая кору головного мозга, отвечающую на мышечные движения тела. Приобретается с опытом и наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и спортсменов.
В нашей работе такой вид интеллекта нужен для того чтобы ребенок, копируя жесты, мимику и манеры других, проявлял свои творческие задатки. Двигательная активность у дошкольников очень высока, поэтому мы считаем, что в работе нужно опираться на этот вид интеллекта.
Пример:
- Ребята, сейчас прозвучит знакомая вам музыка (Майкопар "Мотылек"). Узнали? Верно. Я сейчас буду волшебницей. С помощью волшебной палочки я превращу вас в бабочек и в мотыльков. Полетели!
Музыкально-ритмический интеллект
(запоминает мелодии песен; имеет хороший голос; играет на музыкальном инструменте, поет в хоре; двигается и говорит в ритмичной манере; бессознательно напевает про себя; ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.) Этот тип интеллекта основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.
Дети с таким интеллектом - ЛИДЕРЫ на музыкальных занятиях, они очень быстро все усваивают и поэтому нам легко с ними работать. В перспективе с ними можно заниматься, как с талантливыми детьми.
И все-таки, какие мы МОЛОДЦЫ! Одна голова- хорошо, а четыре ЛУЧШЕ!!!:)
ОтветитьУдалитьА наши головы срубили? Мы бы написали "презЕнтация" :))
ОтветитьУдалить